26 октября в Париже завершилась международная художественная ярмарка Art Basel — аккурат к финишу друг INTRO Диана Тоболова успела заглянуть в Гран-Пале, чтобы своими глазами увидеть и великое, и подающее надежды искусство.
Диана Тоболова, специалист по коммуникациям, travel-блогер
Art Basel Paris 2025 снова сделал Париж главным героем мировой арт-сцены, подогревая интерес зрителей еще до открытия. На Вандомской площади разлегся гигантский лягушонок Кермит авторства американского художника-концептуалиста Алекса Да Корте, а сквозь авеню Уинстона Черчилля протянулась аллея скульптур: от бронзового кролика японской художницы Лэйко Икэмура до сияющей композиции скульптора Арлин Шеше.
Под самим же стеклянным куполом Гран-Пале царила атмосфера праздника: толпы стильно одетых людей, галеристы, с улыбкой совершающие многомиллионные сделки под звон бокалов… В списке участников — более 200 галерей из 40 стран, среди лотов — работы современных художников и признанных классиков. В числе последних — картины Пабло Пикассо (естественно), Поля Гогена, Энди Уорхола, Василия Кандинского, а в качестве вишенки на этом роскошном арт-торте — Питер Пауль Рубенс, произведения которого появились здесь с подачи знаменитого арт-дилера и галериста Ларри Гагосяна.
Под самим же стеклянным куполом Гран-Пале царила атмосфера праздника: толпы стильно одетых людей, галеристы, с улыбкой совершающие многомиллионные сделки под звон бокалов… В списке участников — более 200 галерей из 40 стран, среди лотов — работы современных художников и признанных классиков. В числе последних — картины Пабло Пикассо (естественно), Поля Гогена, Энди Уорхола, Василия Кандинского, а в качестве вишенки на этом роскошном арт-торте — Питер Пауль Рубенс, произведения которого появились здесь с подачи знаменитого арт-дилера и галериста Ларри Гагосяна.
Ценовая политика впечатляет не меньше, чем громкие имена на этикетках. Марка Ротко оценили в 40 миллионов евро, Рене Магритта — в 9,2 миллиона, а Амедео Модильяни упорхнул в частную коллекцию в первые же дни, еще и за 8,5 миллиона евро. Увесистые лоты — ответ на кризис арт-рынка: галереям проще и быстрее заработать и окупить участие, продавая признанных мастеров, чем раскручивать молодых художников.
Цены на арт-объекты никогда не представляют открыто — их можно узнать только в личном диалоге с галеристом. Для постоянных коллекционеров условия могут быть одни, а для новичков — совсем другие. Так искусство остается не просто «товаром», а неким проводником в закрытый клуб, доступ к которому есть не у каждого.
Ярким акцентом ярмарки была коллаборация Louis Vuitton и Такаси Мураками. Художник представил восьмиметрового осьминога, чьи щупальца заполнили пространство входной галереи, обрамляя новую коллекцию сумок Artycapucines VII. В нее вошли одиннадцать моделей, превращенных самим Мураками в полноценные арт-объекты.
Трех дней, конечно, недостаточно, чтобы полностью обойти все представленные объекты, но именно эта насыщенность и делает Art Basel событием, которое точно хочется пережить снова.
Даже если лишних восьми миллионов евро для инвестиций пока не предвидится, ярмарка остается идеальным местом для развития насмотренности и погружения в арт-мир. Случайные встречи и светские беседы легко могут перейти в интересные знакомства с галеристами и самими художниками. Пожалуй, в этом и есть настоящая магия Парижа, который легко привносит искусство в повседневную жизнь.
Даже если лишних восьми миллионов евро для инвестиций пока не предвидится, ярмарка остается идеальным местом для развития насмотренности и погружения в арт-мир. Случайные встречи и светские беседы легко могут перейти в интересные знакомства с галеристами и самими художниками. Пожалуй, в этом и есть настоящая магия Парижа, который легко привносит искусство в повседневную жизнь.
В профессиональном сообществе уже давно говорят о «фэйр-фатиг» — дословно термин переводится как «усталость от ярмарок». Большие коллекционеры не хотят отношения к себе как к денежному мешку, всем нужны эмоции, персонализированный опыт и энергетический обмен. О кризисе знаменитых ярмарок искусства поговорили с коллекционером и искусствоведом Анной Айвазян.
Фото: личный архив героини