Сайт использует cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы даете свое согласие на обработку персональных данных в порядке, указанном в Политике конфиденциальности.

Художник Кирилл Кипятков: «Это получается чудом, но основывается на стабильной базе»

С творчеством Кирилла Кипяткова редакция INTRO познакомилась на выставке «Геометрия движения» во Дворце тенниса в «Лужниках». Смотреть на статичные позы и застывшие мячи на картинах и слышать звуки ударов летающих ракеток (параллельно на кортах проходили тренировки) было сродни галлюцинации. Хотя, возможно, это было только в нашей голове — эффект движения на полотне чувствуется моментально, мозг сразу проецирует сюжет спортивных состязаний и воспроизводит характерную акустику. Поделились с Кириллом своими наблюдениями и выясняли, как ему это удается.
С чего начался ваш творческий путь? Как искусство стало профессией?
Мой отец — резчик по дереву, он окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище. С детства семья делает сувениры, папа организует весь процесс, мама расписывает. Бабушки и дедушки тоже помогали — все вносили свою лепту. Это отложило отпечаток на моей жизни, неудивительно, что я мечтал стать художником. Конечно, как и все, сталкивался с определенными трудностями. Поступил в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица на факультет реставрации и понял, что огромное количество ребят гораздо талантливее, чем я. Нужно было с ними конкурировать, что-то придумывать свое, выделяться на фоне тысячи художников.

Соответственно, основная моя профессия — реставрация живописи, я защитил диплом, и достаточно успешно все сложилось в плане карьеры. Мы реставрировали монументальную живопись в Санкт-Петербурге. Много объектов культурного наследия прошло через мои руки, мне доверяли серьезные работы несмотря на юный возраст. Так мы работали с другом шесть лет, у нас даже были подчиненные. Ночами я делал картины, не откладывал свою мечту, очень хотелось проводить выставки и жить за счет этого. Я и представить не мог, как все развернется. Мы хорошо сработались с галереей «ЛУЧ». В 2013 году участвовали в ярмарке в Москве — «Арт Москва» стала стартовой площадкой. С 2016 года мы также успешно участвуем в Cosmoscow.
Как вы нашли свой почерк — сюжеты, формы, которые теперь ассоциируются у зрителя с вами? И как вы пришли к теме спорта?
Я начал спортивную серию в 2011 году, когда познакомился со Светой Николаевой, директором галереи «ЛУЧ» и куратором. Она предложила поработать в этой теме, я, как бывший спортсмен, даже не думал изображать спорт в работах, у меня были по большей степени абстрактные картины. Со своим спортивным прошлым подошел к этому как профессионал: надо было найти ключевые моменты в спортивных состязаниях. Изначально это была кураторская задача, и вот во что она вылилась.
Я, можно сказать, стал самым известным художником, который рисует на тему спорта. Это такая узкая ниша, в которой я расправил крылья и создал огромное количество работ на разные темы спорта за эти годы.
Мне очень нравилось, как работает отец, — мелкая моторика и усидчивость, характерная для резьбы по дереву, была мне не свойственна. Казалось, что если я интегрирую что-то такое в свои работы, то их будет интересней разглядывать, по крайней мере вблизи. Так я встал на путь акриловых заливок с вырезанием из малярной ленты — это очень кропотливая и долгая работа. Скальпелем вырезается, закрашивается, заклеивается… Каждое мгновение очень красиво выглядит, я получаю огромное удовольствие от процесса.

В картинах не только яркие спортивные события, в моем творчестве также широко освещена Москва, город, который меня вдохновляет. Сталинские высотки и люди, занимающиеся спортом, постоянно в фокусе внимания. Когда прогуливаюсь в «Лужниках», вижу, кто-нибудь бежит, едет на велосипеде или на фоне МГУ занимается спортом — во мне это сразу отзывается.

«Прыжки в воду»; «Теннис»

Как вам удается так четко передать движение на картине? Пловец вот-вот прыгнет в воду, футболист прямо сейчас забьет гол, и мяч вылетит за пределы холста. Насколько это сложно — передать движение, а не статику?
Я внедряю абстрактные элементы, называю их «колостракторы» (от английского colorstructers), они помогают передать нужное движение. Яркие цвета также добавляют энергию. Это получается чудом, но основывается на стабильной базе, — уже набил руку на составлении композиции и ракурсах.
Какой вид спорта больше всего нравится изображать? Какой сложнее всего?

Хоккей гораздо легче изобразить, чем футбол, потому что внутри одного момента может быть задействовано много игроков. Там большие расстояния, много движений, один игрок, например, касается мяча или хочет дать пас, кто-то только готовится его принять, у него статичная поза. В общем, там масса всяких сложностей, поэтому у меня так мало, например, картин с футболом и много на тему хоккея.

Также очень хорошая и благодатная тема — водные виды спорта. Голубизна и бирюза воды дают хороший фон, а свет загорелого человеческого тела очень красиво с ними корреспондирует.
Люди на картинах — конкретные спортсмены или собирательные и абстрактные образы?
Чаще всего это собирательные образы, потому что хочется работать пространно, чтобы работа цепляла и была всегда актуальна. Спортсмены приходят и уходят, а виды спорта остаются надолго. Еще важно, чтобы каждый зритель мог себя ассоциировать со спортсменом, изображенным на картине. Поэтому иногда я выбираю ракурсы со спины, чтобы каждый мог представить, что это он бежит на фоне МГУ и других архитектурных ансамблей Москвы.

«Заплыв»; «Горнолыжный спорт»

В ваших картинах всегда много цвета и оптимизма. Даже сложная работа вроде  погрузки угля, прокладывания рельсов, сбора урожая передана очень ярко и весело, хотя за этим скрываются сложность и непосильный труд. Это контрастирует с полотнами других художников, которые изображают рабочий труд темными красками, а людей уставшими (вспомнилась картина Дейнеки «Перед спуском в шахту»). Почему выбран именно такой стиль? Это попытка скрасить тяготы жизни?

Конечно, я очень люблю физический труд — достаточно долго работал на стройке реставратором монументальной живописи, также много работал на земле. Люди переносят мешки с песком, грузят щебень в тачку, укладчики рельсов прикручивают болты — это очень живые и сильные образы. Яркие цвета помогают передать удовольствие от братства, показать яркую сторону этой жизни. Понятно, что ты физически устаешь, но все равно есть определенное удовольствие, когда работаешь на морозе в −20 градусов, а потом заходишь в теплое пространство, пьешь чай или ешь щи — душа радуется.


«Чистка вагонов» (серия «Железная дорога»)
Всегда можно красиво изобразить яркими красками стройку, напряжение людей, их мышцы. Хочется жить, радоваться этим процессам. Мы чуть-чуть становимся над этими героями. «Танец» Матисса и укладка рельсов, мне кажется, очень близки. Нравится социалистическая тема, где все работают ради общей идеи. Пусть это будет картошка, которую сажают, потом выкапывают, едят, в процессе обсуждают интересные семейные темы — что-то такое бытовое и простое.

«Пчеловод» (серия «Сельское хозяйство»)
Вы первый художник в России, который планомерно и регулярно работает со светоотражающими материалами. Как правильно смотреть подобные работы на выставке? Ведь часто от угла наклона, яркости света зависит восприятие картины.
Я начал пробовать работать со светоотражающими материалами, наверное, с 2018 года. Уже использовал все доступные цвета и оттенки, нужна была какая-то замена белому цвету, и пришла идея попробовать светоотражающую ткань или светоотражающие частицы. Это уникальная, разработанная мной техника. На светоотражающей ткани работаю масляным лаком. Конечно, я пробую и акрилом, и маслом, но большую популярность получили работы именно с нанесенным на ткань лаком.

Источник света должен исходить от уровня ваших глаз. Если вы поставите картину напротив окна и войдете в этот правильный угол, то увидите, как все отсвечивает, как лак создает легкую линзу, через которую преломляются лучи солнечного света, тогда изображения становятся похожими на фотонегатив. Многих людей эта тема завораживает, иногда клиенты даже рассказывают, что видно радугу за счет преломления света, отражения от кафельной плитки на полу или что радужное свечение исходит от каких-нибудь мраморных покрытий. Я обычно варьирую: делаю цветную работу, а затем картины на светоотражающей ткани, потом могу сделать серую на сером. В общем, это всегда поиск.
Недавно открылась ваша персональная выставка в галерее «ЛУЧ» — «На своей волне». Картины объединяют морская тематика, жизнерадостный лазурный цвет. Серферы готовятся к покорению волн, а вода бурлит и манит (особенно сейчас, когда на улице холодно). Вы описали свои воспоминания о лете?
Я давно хотел сделать фокус именно на морскую тему и бирюзовый цвет и планомерно подходил к этому в течение нескольких лет. Так совпало, что выставка проходит осенью. Летом кажется, что немного надоела жара, и уже предвкушаешь осень и зиму. Сейчас в Москве очень мало солнца, в ноябре в очередной раз какая-то серость. И конечно же, я не отказываю себе в удовольствии рисовать на своих картинах море. Это, не поверите, даже во многом интересней пребывания на самом море. Я очень люблю воду, недавно был на Байкале, плавал — вода была +11 градусов. Поэтому для меня нет особой разницы между летней и осенней водой. В осенний период даже в чем-то лучше, бодрее себя чувствуешь...

Как выстроен процесс создания картины? Вы пишете с натуры, делаете наброски, фотографируете или по памяти воспроизводите сюжет? Картины чаще построены на конкретных воспоминаниях и сюжетах или это больше размышления и фантазии?
Конечно, более конкретные истории. Это всегда происходит по-разному. Иногда принимаешь душ, и приходит какой-то сюжет. Часто, пока гуляю, фотографирую. Главное — нужны красивые ракурсы. Ищешь какие-нибудь фотографии, чужие или свои, выстраиваешь нужную точку, дальше компилируешь, как диджей. Берешь, например, высотку с разных ракурсов, вставляешь туда спортсмена — так и рождается сюжет.
Расскажите историю трех самых необычных (или просто дорогих сердцу) предметов из вашей мастерской.
У меня особо нет таких историй. В 2012 году, например, мы делали выставку моих картин в Санкт-Петербурге во время Олимпиады в Лондоне. В ресторане «Сказка» не было мест, где вешать картины, их можно было только поставить на мольберты. Я попросил своего отца, чтобы он сделал деревянные, чуть-чуть с белым оттенком мольберты на перспективу. Он сделал двадцать мольбертов, с которыми мы потом участвовали в разных тематических выставках: «Золотая осень», «Транспорт России», «Санкт-Петербург Open».

Краски я замешиваю в баночках от сметаны… Очень ее люблю. И в целом обожаю готовить. Это такая же отдушина, как спорт и рисование. Мне нравится, что в отличие от картины в краткий срок еду можно приготовить и съесть. Еще я пеку торты и пироги, часто готовлю мясо.
Представьте, что у вас неограниченный бюджет на покупку трех произведений искусства. Какие работы вы бы добавили в свою коллекцию?
Мне нравится художник Даниэль Рихтер, у него немного сюрреалистичное творчество и интересный подход. Я бы взял какую-нибудь работу Александра Дейнеки, например графику с самолетами или дирижаблями. Еще мне нравится Эгон Шиле с его жесткими женскими телами. Или взял бы большое и красивое полотно Герхарда Рихтера.
Фото: личный архив героя, luchgallery.com
Текст: Анастасия Баранова
Статьи раздела «Гедонизм»