Если мы говорим о пути становления художника, творческого, мыслящего субъекта, всякая мелочь приобретает невероятное значение. Как это происходит, например, в автобиографическом романе Джеймса Джойса «Портрет художника в юности» (1916). Или достаточно вспомнить вообще любой байопик. Каждый шаг, каждый вздох накручиваются и насыщаются глубиной и потаенным смыслом. Думаю, это происходит в связи с особенностью самого жанра — фетишизацией жизнеописания. И пусть такая накачка создается зачастую искусственно и выглядит нелепо, на самом же деле этот подход очень верный. Ведь в соответствии с известной максимой Гермеса Трисмегиста — «что наверху, подобно тому, что внизу».
Биография художника, его личная мифология непременно аффектируются его искусством и художественным творчеством, которые не только неизбежно «бросают тень», если угодно, на его судьбу и жизненный путь, но и конституируют их, придавая им особое значение.
Я лично никогда не решал, что мне непременно нужно «стать художником». Это произошло само собой. В детстве я много рисовал людей и животных, но не потому, что мне нравился сам процесс рисования. Это как раз довольно скучно и порой утомительно. Это тяжелый труд. Мне нравился результат, а именно — эффект, который мои рисунки оказывали на окружающих. Эту своеобразную магическую силу и необъяснимую власть искусства я приметил довольно рано. Сейчас я много думаю о том, что искусство было изобретено в незапамятные времена изначально как государственная технология. Отсюда его властный магнетизм. Этот ресурс, на мой взгляд, искусство все еще не исчерпало.